суббота, 6 апреля 2013 г.

Синтезатор в музыкальной школе. Обмен педагогическим опытом


Музыкальная школа не может отставать от современных музыкальных течений, игнорировать новые направления в развитии цифровых технологий и потребности современных детей в новых видах музицирования. Именно поэтому в последние годы в школе стали появляться электронные музыкальные инструменты и развиваться направления современной музыки.

Синтезатор - один из наиболее «молодых» инструментов в образовательном процессе. Первоначально отношение педагогов к этому «электронному монстру» было очень сдержанным. А сейчас трудно встретить школу, где нет уроков синтезатора. Появился он и в программах среднего и высшего музыкального образования.



В большинстве случаев уроки синтезатора служат дополнением к урокам фортепиано. Однако ни у кого не возникает сомнения, что синтезатор - это отдельный инструмент, а не «облегченный вариант» фортепиано, который играет  «почти сам». Техника игры на синтезаторе достаточно сильно отличается от техники игры на фортепиано, а специальные задачи, такие, как выбор и обработка тембров, создание своих тембров и стилей, навыки игры с автоаккомпанементом и т.д. присущи только синтезатору. Все это требует серьезного подхода как со стороны юного музыканта, так и со стороны педагога.

Для педагога трудность заключается в том, что нотная и методическая литература по данному предмету представлена очень ограниченно. Кроме популярного издания Красильникова и нескольких самоучителей, литературы практически нет. В сложившейся ситуации особенно актуальным становится живой обмен опытом.

Именно такой обмен опытом между педагогами школ Чебоксар, Новочебоксарска и Казани состоялся 24 марта  в Центре детского творчества «Детская академия» Советского района г. Казани. Педагогический семинар проходил в рамках IV Межрегионального фестиваля-конкурса электроакустической музыки «Атăл-Идель».

Программа семинара состояла из двух частей. В первой части учащиеся и педагоги МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №4» г. Казань представили вниманию зрителей и участников семинара «Музыкальную историю «Чипполино» по балету Карена Хачатуряна и сказке Джани Родари». Педагоги эстрадного отделения школы переложили музыку из балета К. Хачатуряна для ансамблей синтезаторов и соединили получившиеся номера текстом из сказки. В результате получилось
музыкально-сценическое действие, которое было немного похоже на балет «Чипполино», немного похоже на одноименную сказку и знаменитый мультфильм, но в целом,  это было особенное, оригинальное представление.

Каждый год педагоги и учащиеся детской музыкальной школы №4 г. Казань ставят по одной сказке. Во время летних каникул выбирается основная идея - «сказка», которую собираются поставить. Затем музыкальные номера перекладывают для ансамблей синтезаторов и распределяют между учащимися. Дети полностью вовлечены в процесс творчества. Иногда привлекаются учащиеся других отделений школы. В результате получается музыкально-сценическое действие  - перфоманс (perfomans) - пример которого был представлен на педагогическим семинаре.
Во второй части семинара педагоги непосредственно делились опытом своей работы: рассказывали о методах и формах работы, интересных музыкальных и педагогических находках, достижениях своих учеников. Некоторые ученики приехали вместе со своими педагогами и сами продемонстрировали свои умения.
Педагогический «десант» Чувашской Республики  состоял из представителей школ городов Чебоксары и Новочебоксарск.

С докладами выступили:
Хабарова Людмила Валерьевна (Чебоксарская ДМШ №5 им. Ф.М. Лукина). Тема доклада: «Принципы работы класса клавишных инструментов ЧДМШ №5 им. Ф.М. Лукина. Реализация культурно-просветительского проекта «Музыкальное путешествие».
Яковлева Марина Геннадьевна (Чебоксарская детская музыкальная школа искусств №4). Тема доклада: М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Работа над музыкальным образом.
Кривушова Ольга Владимировна (Новочебоксарская детская школа искусств). Тема доклада: «Клавишный синтезатор - инструмент приобщения к свингу».
Жирнова Татьяна Юрьевна (Чебоксарская детская музыкальная школа №4 им. Ходяшевых). Тема доклада:  «Учащиеся музыкальных школ к новом музыкальном пространстве».
Яковлева Ольга Владимировна (Чебоксарская детская школа искусств №2). Тема доклада: «Работа  над нотным переложением для ансамбля клавишных синтезаторов».

Представители Казани выступили со следующими докладами:
Ядова Ирина Вячеславовна (Детская музыкальная школа №11 Новосавинского района) - «Техника и фантазия».
Титова Анна Александровна (Центр детского творчества «Детская академия» Советского района) - «Образовательный проект «Звуки живописи»».
Романова  Ирина Петровна, Арсеньтьева Елена Викторовна, Язынина Алевтина Ивановна (Детская музыкальная школа №7 «Идель» Вахитовского района) - «Развитие творческих навыков обучающихся в процессе освоения синтезатора»
Музыкальную историю «Чиполлино» представили Ахметярова Гульназ Равильевна, Ерофеева Анна Викторовна, Млодик Наталья Георгиевна, Сайфуллина Евгения Владимировна, Эйдельман Марина Вадимовна, Яхина Альбина Ахатовна (Детская музыкальная школа №4 г. Казань)





















1 комментарий:

  1. Здравствуйте Уважаемые коллеги. Очень рад тому что нашел вас на просторах интернета. Ознакомился с тем чем вы занимаетесь. Хочется наладить взаимоотношения и наладить связь для общения.

    ОтветитьУдалить